Этап создания предварительного представления

от | 28 Фев, 2017 | Процесс обучения акробатическим элементам

Об основной массе акробатических упражнении, подлежащих изучению, ученики чаще всего имеют весьма поверхностное представление. Перед преподавателем этой фазе обучения стоит две задачи: во-первых, доходчиво поставить перед учеником двигательную задачу и, во-вторых, максимально облегчить поиск наиболее рационального варианта ее решения, т.е. помочь ученику составить программу действий.

Ознакомление с изучаемым упражнением осуществляется путём показа или объяснения. Показ преследует цель создания представления об образе действия, т.е. о пространственно-временных его параметрах. Учитывая, что первые пробные попытки ученика основаны на стремление к подражанию, показ должен быть максимально точным.
Демонстрация упражнения осуществляется тренером или одним из наиболее подготовленных учеников. Во втором случае тренер может прибегнуть к помощи, облегчающей решение двигательной задачи. Последние время в спортивной практике широко применяется моделирования их на специально изготовленной фигурке человека, имеющей все основные суставы. Ощутимую помощь на этом этапе оказывает анализ кинограмм и кинокольцовок.


Обьяснение основ техники разучиваемого упражнения должно быть образным, лаконичным, основанным на приобретенных ранее знаниях и умениях.

Абсолютно неприемлемо перечисление всех или большинства компонентов упражнения.  Необходимо концентрировать внимание занимающихся на одном, максимум двух главных компонентах. Например, при изучении сальто вперед целесообразно обратить внимание спортсмена на «вкручивание» за счет выпрыгивания лопатками вверх, округлив спину и опустив голову на грудь.

Двигательный акт состоит из главных и второстепенных компонентов. Главные компоненты определяют конечный результат действия и подлежат особо тщательной отработке. Ориентировка на них обеспечивает более полную концентрацию внимания, форсируя решение двигательной задачи.

Например, главными компонентами переворота вперед являются опора руками, интенсивное отталкивание одной ногой и мах с последующим торможением другой; точное приземление. По мере освоения техники при изолированной отработке главные компоненты синтезируются в целостное действие.

Первые пробные попытки показывают степень осознания учениками двигательной задачи. Ошибки опоры, например, при изучении переворота вперед корригируются выполнением стойки на руках. Толчок руками совершенствуется при выходе в стойку с одновременным прыжком на руках или выполнением переворота в положение лежа на возвышенности. Подходы чередуются с повторным показом и объяснением, направленными на дальнейшее осознание действий и оптимизацию усилий.
Пристального внимания заслуживает идея создания условий, исключающих выполнение с ошибками. Например, ошибка продвижения коленей вперед во время изучения фляка с места устраняется при выполнении его с наклонной плоскости (носки приподняты). Важным является умение тренера превратить каждое задание урока в оптимально трудное для занимающихся. Достигается это варьированием условий выполнения упражнения, направленным на облегчение или усложнение двигательной задачи. Нецелесообразно, однако, облегчать условия, если они не стимулируют главные усилия или побуждают к сокращению их. Например, использование возвышения при первых попытках выполнить сальто назад увеличивает ощущение опасности и побуждает к ослаблению толчка ногами или к прыжку назад от опор.

Не следует злоупотреблять физической помощью. Многократные повторения с помощью приучают спортсмена прикладывать ровно столько усилий, сколько необходимо для выполнения упражнения с помощью. Другими словами, усилия акробата неадекватны требуемым. Следует стремиться к такой организации обучения, при которой все элементы были бы доступны занимающимся. Завершается этап первоначального разучивания на стадии возникновения двигательного умения.

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *